Успех неизбежен
01.07.2016
Интервью с Виктором Гребенниковым для газеты Бизнес и Власть
Что общего между предпринимателем и охотником? Уметь преодолевать трудности, принимать вызов. Несмотря ни на что – уметь справляться: идти и делать. Виктор Гребенников – герой нашего материала. Основатель психологического центра «Нагваль», президент «Профессионального Средне-Азиатского Гештальт-Сообщества» и владелец охотничьего угодья расскажет, как заработать на любимом деле.
— Виктор, если сейчас говорить о психологии, почему вы работаете именно в этой сфере?
В какой-то момент я понял, что это мое. Я искренне считаю, что человек должен заниматься тем, к чему у него есть призвание.
— Вы в этой сфере уже больше 18 лет. Какие качества именно вам дают наибольший результат в бизнесе?
Я сохраняю любопытство к самой практической психологии. Несмотря на то, что у меня шикарное образование, я продолжаю учиться, до сих пор хожу на семинары, тренинги. Кроме того сказывается моя трудоспособность. В среднем мой рабочий день длится с 10 утра до 10 вечера. Если люди просят, я стараюсь им не отказывать, ведь это дополнительный опыт, который ты получаешь.
— А через, сколько лет с момента старта вы почувствовали себя уверенным?
У меня несколько раз было такое в моей работе – через 2-3 года я почувствовал, что я приобрел фундамент, но лет через пять, я понял, что немного заблуждался. Был момент, когда я увидел свои записи тренинга 5-летней давности и подумал: «Какой ужас! Неужели это мои записи?» Хотя тогда по своим ощущениям я понимал, что я очень хороший специалист. Это нормальный процесс для каждого развивающегося человека. Сейчас у меня снова появляется ощущение, что я поднимаюсь на какую-то новую ступень развития.
— Если бы вы дали людям только один совет в бизнесе, что бы вы сказали?
Никогда не сдавайся, иди к своей цели. Для этого нужно понимать свою цель.
— Насколько лет перед вами, как предпринимателем стоят цели?
Сейчас у меня есть понимание года на три вперед. Если честно необычное ощущение: вижу, куда развиваюсь, и в то же время, чувствую, что плыву по течению в том направлении, куда мне надо.
— Что дает это дело лично вам?
Я получаю огромное моральное удовлетворение. Когда я помогаю человеку справиться с какими-то его вопросами, я чувствую, что я сделал что-то очень полезное для человечества! Кроме того, я стал уже таким маститым профессионалом. Мои консультации хорошо оплачиваются, и это материально подкрепляет, для меня это стимул быть еще лучше, совершенствоваться. Многие люди благодаря мне пошли на психологию, выучились на психолога. И когда они говорят: «Виктор помог мне в этом», мне всегда приятно, что я поучаствовал в чьей-то судьбе. Для меня важно социальное участие – хочется принести пользу, оставить след после себя.
— Каким бы еще бизнесом вы занялись? Почему?
Это был бы бизнес, не связанный с людьми. Я очень люблю людей и работаю с ними с утра до вечера. Но иногда хочется полностью погрузиться во что-то другое. В такие моменты я даже чувствую, как идет переключение между участками моего мозга. Сейчас у меня появилось охотничье хозяйство, и это для меня – настоящая отдушина. Там тишина, людей практически нет, и совершенно другая атмосфера. Помимо этого может быть, я бы даже что-то делал своими руками, выращивал растения, животных.
— Могли бы вы поделиться переломным моментом в своей жизни, который стал залогом вашего успеха в бизнесе сейчас?
Проработав три года, я купил себе машину. Психология уже была моей основной профессией, я больше ничем не занимался. Это и сейчас мой основной вид деятельности. В тот день я был на вечеринке, и там были мои знакомые психологи. Кто-то меня спросил: «Ты машину сам купил или помогли?» Я говорю: «Сам купил!» И я помню это чувство гордости. Это была недорогая машина, стоила 3-4 тысячи долларов, праворулька, старенькая машинка. Но для меня тогда, много лет назад, это было подвигом. Я помню, на том мероприятии были мои коллеги, которые говорили, что психологией невозможно заработать на машину. А я так удивился: я же заработал! Пусть она недорогая, но я же смог!
— В западном мире психолог или личный консультант – это нормальное явление. А у нас к этому несколько другое отношение. Поменялась ли за годы вашей работы данная ситуация?
Я начал работать в этом направлении в 1997 году. За это время много что поменялось. Тогда понятия «психолог» и «психиатр» в сознании людей были одинаковыми. Пойти к психологу означало признать себя психически нездоровым человеком. Сейчас, к счастью, эта ситуация изменилась. Люди стали грамотнее.Сейчас появилось больше стрессов, приходится больше работать, появилось больше неопределенности, поэтому люди понимают, что психическое здоровье – это важно. Я надеюсь, что лет через 5-10 мы придем к понимаю того, что психолог или коуч должен быть в каждой семье.
— Емкость личности и ее внутреннее психологическое здоровье – это неотъемлемая часть качества жизни человека. Потому что в наши дни акцент делают большена профессиональные навыки, но развитию личности – мало кто уделяет внимания. Можете как-то прокомментировать это?
Да, конечно, например, в HR раньше искали специалиста, который может технически решить задачу, а потом поняли, что если он будет хорошим специалистом, но при этом деструктивной личностью, то есть, не уживется с коллективом, то неизвестно, принесет он пользу или наоборот. Так со временем появилось понимание, что при приеме сотрудника на работу, мало, чтобы у него были какие-то деловые качества, важно, чтобы у него еще были соответствующие психологические качества. Это стало активно развиваться. Мы ведь все хотим, если мы куда-то пришли, чтобы нас обслужили не с таким видом, что нам делают одолжение, а с улыбкой и радостью.
— Что вы можете назвать основной поддержкой в вашей жизни? Что для вас является источником вдохновения?
Я бы несколько источников здесь выделил. Первое – это моя семья. Я очень рад, что мне очень повезло с женой. Она сама хочет развиваться и всегда меня вдохновляла на то, чтобы я рос. Именно она поддерживала меня в том, чтобы я открыл свой центр, потому что я долгое время преподавал в институте, работал в ассоциациях, не на себя.
Кроме того поддержкой для меня являются мои клиенты. Их позитивная обратная связь — тоже очень сильно вдохновляет. Ну и конечно когда я развиваюсь и становлюсь более способным, это также поддерживает меня изнутри.
— Кого вы можете назвать главным учителем или учителями в вашей жизни?
Я очень много учился, но несколько людей я бы особенно отметил: во-первых, это Нифонт Долгополов, Московский институт гештальта и психодрамы (МИГИП). Он как-то всегда по отечески, и в то же время, профессионально, относился к студентам. Для меня он больше, чем просто учитель, у нас с ним духовная связь. А второй человек — это Мерилин Аткинсон. Современный профессиональный коуч. Она так умеет увлечь и заразить людей вдохновением.
— Что вы можете назвать основным достижением в вашей жизни?
У меня их несколько. Я очень рад, что у меня есть дочка, так как для меня семья занимает очень важное место. Второе достижение – это собственный центр. Если честно собственное дело стало для меня возможностью перестать быть вторым. Возле меня всегда были какие-то лидеры, опять же в семье я был тоже вторым ребенком. Поэтому для меня это было осознание, что пара пробовать себя на первых ролях.
— А можете рассказать,как менялось ваше мышление во время трансформации из наемного сотрудника в предпринимателя.
У меня появилось больше свободы и больше ответственности. Если раньше мне давали задания: делай то, делай это, то в предпринимательстве мне самому пришлось определять, чем заниматься. А поскольку твой бизнес это твои инвестиции – финансовые, интеллектуальные и т.д., ты, так или иначе, выбираешь не сачковать, а заботиться о своем деле.
— Какие известные личностивас вдохновляют?
Я далек от политики, но когда я вижу Путина, он всегда меня очень вдохновляет – сама манера держаться, не прогибается под НАТО. Мне нравятся сильные личности. Может, я бы не назвал конкретных людей, но мне нравятся те, кто активно продвигается. В психотерапии есть такие личности. Меня очень вдохновил Милтон Эриксон, основатель эриксоновского гипноза, потому что он смог сам себя слепить. Из обычного деревенского парня, который чуть не умер от страшной болезни, стать известным великим психотерапевтом – такие истории меня, конечно, очень сильно вдохновляют.
— Опишите, пожалуйста, свой самый интересный, или самый сложный проект в жизни?
Самым интересным, и сложным проектом был проект «Психологический интенсив», который проходил в 1999-2004 года. Мы с организаторами ездили по разным городам – в Шымкент, Павлодар, Астану, Караганду, Тараз и в Алматы тоже – проводили выездные семинары. На тот момент никто ничего не зарабатывал, но это было так интересно!
— Как бы вы определили, кто такой успешный человек?
Успешный человек – это тот, кто постоянно движется вперед в сторону улучшения своей жизни. Если ваша жизнь качественно улучшается с каждым годом, то вы успешный человек. Я наблюдаю, как многие люди, достигнув какой-то планки останавливаются. Заработали на квартиру, машину, и все — остановились. А ведь они могли быдостичь намного больше.
— Что для вас жизненный баланс?
В моем восприятии – это развитие в нескольких сферах. Был такой период, когда я жил одной психологией, и я понял, что что-то другое проходит мимо. Меня это насторожило и я понял, что я должен просто оставаться человеком, что у меня есть семья, друзья, увлечения. В этом и есть жизненный баланс. Я понял, что если я буду однобоко развиваться, то что-то потеряю. Да, я могу быть лучше, как специалист, но как человек – буду более бедным, на самом деле. Развитие сразу в нескольких сферах – и есть жизненный баланс.
— Какие еще сферы вашей жизни вы хотели бы развивать?
Я бы с удовольствием занялся тем, что называется, энергетическими практиками. Кроме того – занялся бы ещё одним бизнесом. Начало этому уже положено, я имею в виду другой бизнес, не связанный с психологией. Как я уже говорил, недавно я стал владельцем охотничьего хозяйства. Еще я бы с удовольствием занялся разведением барашков, животноводством. Это отвлекало бы меня от основной профессии, и жизненный баланс стал бы более устойчивым.
— Давайте тогда поговорим об охотничьем хозяйстве, насколько прибыльный сегодня охотничий бизнес? Много ли конкурентов? Сложно ли содержать охотничьи угодья?
По сути, это убыточный бизнес. Охотничий сезон очень короткий. Например, на копытных – он идет с середины августа по конец декабря. Но из-за обильного снега, он длится всего два месяца. А охотничье хозяйство нужно содержать весь год. Поэтому, само охотничье хозяйство, как форма существования бизнеса, конечно, нерентабельная, там больших денег не заработаешь. Но там есть другие возможности. Если выйти за рамки охотничьего хозяйства, сейчас соседи предлагают развивать туристическое направление. Места там очень красивые, дикие. И летом, пока нет охоты, можно делать такой бизнес. А второе – скотоводство и пчеловодство. С весны по осень там отличные для этого условия. А охота — это больше для души. В основном такое хозяйство создают для себя охотники, все держится на личном энтузиазме.
— Есть такое убеждение, что охота — дорогое и хлопотное хобби. Пользуется ли сегодня охота спросом среди казахстанских бизнесменов?
Да, пользуется. Во-первых, охота — действительно дорогое удовольствие. Надо иметь джип, без него не доедешь. Аксессуары тоже очень дорогие. Хороший бинокль, ружье, разные виды одежды. Но это все стоит того! Во-первых, это чисто-мужской вид отдыха. Если человек может позволить себе дорогой джип, то понятно, что он может позволить себе купить рыбу или мясо. В охоте не стоит вопрос в плане выживания и пропитания. Если рассуждать, как психолог, здесь есть какая-то первобытная составляющая, что ты добытчик, что ты наедине с дикой природой. Бывают случаи, когда вы ничего не добыли, но вы все равно испытываете удовлетворение. Потому что вы идете туда с друзьями. Это хорошая компания, отличная природа, чистый воздух. Сама обстановка успокаивает нервы, помогает переключиться. Конечно, это дорого, но это все будет развиваться, я в этом уверен.
— Что общего у охоты и бизнеса?
Уметь преодолевать трудности. Иногда невозможно заехать на гору, и надо идти пешком. У кого гиподинамия — это всегда вызов. Охотник должен уметь принимать вызов, также как бизнесмен. Несмотря ни на что – уметь справляться с этим. Идти и делать. Такая важная черта, как и в спорте.
— Какие вопросы как бизнесмена вас беспокоят больше всего?
Мне бы не хотелось, чтобы государство душило меня сверхналогами. Лучше если бизнес не будут мучать проверками, взамен давая больше свободы и демонстрируя доверие. Кроме этого хотелось бы, чтобы кто-то в парламенте или в правительстве занялся продвижением такой отрасли как психология. Это поможет нам дать лучший результат для населения, предпринимателей, чтобы они имели качественную профессиональную поддержку в этом плане. Ведь это новая наука, пока еще не всем понятная.
— Что вам помогает строить эффективную команду?
Для меня важно, чтобы это были долгосрочные взаимоотношения, потому что я в них много вкладываю, обучаю, помогаю развиваться. Конечно, я не претендую на то, чтобы этот человек теперь работал на меня всю свою жизнь. Тем не менее, хотелось бы рассчитывать на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество. Второй момент связан с тем, чтобы подобранный персонал был психологически совместим со мной по характеру. Я выбираю сотрудников, которые больше сотрудничают, чем конкурируют. Может поэтому, у нас в центре практически нет текучки.
— Виктор, вы профессионал в коммуникациях с людьми и клиентами. Какие у вас есть секреты или рекомендации по тому, как общаться с людьми и договариваться?
Интересный вопрос. Первое – это интерес к людям. Я очень любопытный до людей. Мне кажется это очень важно – искренний интерес к людям, в этом помогает такое качество, как быть любопытным. Второе – умение выслушать и услышать человека. Даже если я с ним не согласен, но даю понять, что я его понимаю, это каким-то образом вызывает симпатию и помогает сотрудничеству.
— Ощущаете вы себя частью бизнес сообщества, которое вместе отстаивает хорошие условия бизнеса? Или всеже в бизнесе каждый сам за себя?
К сожалению, пока каждый сам за себя. А хотелось бы наоборот. Сейчас, когда я стал президентом ПСАГС (Профессиональное средне-азиатскоегештальт-сообщество), мы к этому начинаем стремиться. Ведь сообщество нужно для продвижения всей индустрии.
— Помимо того, что вы являетесь бизнесменом, вы все-таки еще и психолог и бизнес-тренер. По вашим наблюдениям, каковы главные страхи предпринимателей? Как с ними можно бороться?
Самый распространенный – это страх неудачи. Особенно это свойственно тем, кто берет займы или деньги в долг, чтобы раскрутить свое дело. Такой человек находится в дополнительном стрессе.
Конечно те, кто пытается построить бизнес за счет собственных средств, тоже находятся в стрессе, но у них он все-таки ниже. Ведь в случае неудачи они рискуют собственными деньгами, и завтра им не нужно будет возвращать их кому-то еще.
Поэтому предпринимателю, который связан какими-то дополнительными обязательствами в виде займа, необходима очень мощная поддержка. Поскольку прибывая в постоянном напряжении, он начинает делать глупости и совершать ошибки.
— А что нужно учитывать собственникам бизнеса в условиях усиливающейся конкуренции?
Конкуренция всегда острая, особенно в момент кризиса. Психология вообще не та наука, о которой думают люди в момент выживания. Поэтому первое правило в условиях конкуренции – качество услуг. Если будет высокое качество, то всегда найдутся люди, которые будут у нас обслуживаться.
Блиц Марселя Пруста:
- Качества, которые вы больше всего цените в женщине? Женственность и умение видеть в мужчине – мужчину.
- Качества, которые вы больше всего цените в мужчине? Ответственность за свои слова и поступки.
- Ваша идея о счастье? Счастье – это нормальное состояние. Счастье – это баланс.
- К каким порокам вы чувствуете наибольшее снисхождение? Образ жизни бомжей. Я не осуждаю их, если человеку так нравится жить, не работать, быть в таком состоянии – это просто его выбор.
- Ваш жизненный девиз? «Вперед, только вперед, несмотря ни на что!»
Справка: Рубрика «Успех неизбежен» — совместный проект редакции «&» и Центр коучинга Инны Кравченко.
Дарья Стрекозова
2015 г.