“ТВЕРДО — ЖИДКАЯ” СТРУКТУРНОСТЬ СИСТЕМЫ

01.07.2016

Многие объекты и явления природы и общества можно рассматривать как открытые функциональные системы, которые в различных условиях проявляет себя по-разному, неоднократно развертывая свое содержание. Отражая данную закономерность, связи со средой, В.К. Шабельников, по аналогии с физическими явлениями, абстрактно выделил «твердую», «тающую» и «жидкую» структурность системы.

Суть «твердо — жидких» структур состоит в том, что в «твердых» структурах /например, в структуре льда/ ее элементы /молекулы воды/ жестко структурированы и практически лишены собственной активности, так как относительно неподвижны. У каждого элемента есть свое стро­го определенное место и назначение, которые определяются всей структурой /льда/. При изменении внешних условий /например, при повышении температуры/ «твердая» структура начинает размягчаться, превращаться в «тающую» /появляются капельки воды, лед деформирует­ся, становясь мягко — рыхлым/, т.е. появляются быстрые «горячие» частицы, которые уже не удерживаются структурой и выходят из нее. Чем больше образуется «горячих» частиц /наиболее энергоемких эле­ментов/, тем больше нарушается жесткая структурность системы.

При соответствующих условиях среды /например, при дальнейшем повышении температуры/ «тающая» структура переходит в «жидкую» /в воду/, где частицы уже жестко не связаны  между собой и могут беспрепятственно перемещаться по всей структуре системы. «Жидкая» структура легко адаптируется к внешним условиям /вода, например, свободно отражает форму сосуда, тающий лед — лишь частично, а лед, помещенный в сосуд — практически не отражает его форму/. «Твердая» структура стремиться стать «жидкой», при необходимых условиях, и наоборот.

“Твердо — жидкая” структурность характерна, по нашему мнению, и для “строения” отдельно взятой системы,  ведь система предполагает наличие качественно различных элементов, структур, которые гибко взаимодействуют между собой.

В системе, «жидкая» структура самая дифференцированная, лабильная и энергоемкая. «Твердая» же структура, относительно «жидкой», наобо­рот, самая недифференцированная и содержит наиболее свернутые про­цессы, тогда как «жидкая» структура представлена наиболее разверну­тыми процессами.

Если в качестве примера рассмотреть участок спектра, то взаимо­действием цветов можно абстрактно отследить отношения структур меж­ду собой. Рассмотрим сине — зеленый участок, где синим цветом обоз­начим «твердую» структуру, а желтым — «жидкую» структуру, /см.рис 1/.

                  Тверд.    Тающ.         Жидк.    

Опираясь на диалектические принципы, «тающую» структуру /в дан­ном случае — зеленый цвет/ можно рассматривать как результат взаимопроникновения «твердой» и «жидкой» структур. «Жидкая» структура на­чинается, наверное, еще в «твердой» структуре, образуя тем самым «тающую» как переходную свою форму, проявляя свои истинные качества лишь после «выхода» из структуры «твердого» /желтый цвет определяется желтым при выходе из взаимодействия с синим цветом — уже зеленого/.

Взаимопроникновение структур возможно при их неоднородности. Каждую структуру, исходя из теорий систем, тоже можно разделить на систему «твердо- жидких» подструктур /элемент рассматриваются как система/. Так бессознательное можно разделить на коллективное /тверд; по К. Юнгу/, перинатальное /тающ; по С.Грофу/ и личное /жидк; по З. Фрейду/.

В самой структуре, наверное, должны существовать качественно различные элементы, часть из которых по своей природе соотносилась бы с частью элементов из «противоположной» структуры. Например, «жид­кая» подструктура «твердой» структуры может соотноситься со всей «жидкой» структурой, образуя циклы. Говоря языком Дао: любое явление содержит в себе свою противоположность как ИНь и ЯНь /см.рис.  2/, как аniма /женское начало/ в мужчине /по К. Юнгу/ и др.

 

Например, в структуре бессознательного может существовать разумная часть, по своей природе напоминающая сознательную, но деятельность которой для сознания все же остается неосознанной. Из этой подструк­туры бессознательного часто рождаются различные озарения, инсайты. В структуре же сознания, наверное, имеет место сверхсознательная часть /по Р.Ассаджоли/, деятельность которой не всегда осознается  и поэтому она представляется как неосознанная часть сознания. Сознание как и бессознательное, видимо, представлено качественно различными составляющими.

Между структурами происходит постоянный обмен элементами, кругооборот, поддерживающий баланс “твердо — жидкости”. Часть “твердых” структур “разжижается” /например, развертываются многие процессы/, а часть «жидких» структур «уплотняется» /свертываются процессы/. «Свертывание процесса одновременно есть и его развертывание». /см. 3,1.4.1. с./

Между структурами триады (см. Прим. 1.) “твердо-жидкости» нет резких переходов, но в то же время, всегда можно выделить соответствующую структуру /например, «жидкую»/. Так бессознательное плавно переходит в сознание и поэтому часто очень трудно определить, например, уровень сознатель­ности субъекта. Говоря о «плавности перехода» имеется ввиду «тающая» структура, т. к. «чистые» формы «твердой» и «жидкой» структур, качест­венно отличаются друг от друга. Так левому полушарию /»жидкая» струк­тура/ свойственно: дискретное преобразование информации, рекурсивно вычисляемые признаки объекта: локальные, обобщенные, позиционные; вы­деление фигуры, центра. Правому полушарию /»твердая» структура/, наоборот, свойственно: аналоговое преобразование информации, целостные представления объекта: сложность, скелет, симметрия, выделение фона, перифе­рии. /1,336 с/. «Жидкая» структура не противостоит «твердой», наоборот, она дополняет до целостности, уравновешивая систему.

С другой стороны, между «твердой» и «жидкой» структурами часто наб­людается очень резкий переход, который не позволяет выделить «тающую» структуру /структуры находятся в диалектическом взаимодействии/. Примером может послужить димензиональная онтология, геометрические законы, которые использовал В. Франкл для понимания целостности чело­веческой природы, где первый из двух законов звучит так: “Один и тот же предмет, спроецированный из своего измерения в низшие по отношению к нему измерения, отображается в этих проекциях так, что различные проекции могут противоречить друг другу”. Например, цилиндрический стакан в своих поперечном и продольном сечениях представляется то как круг, то как прямоугольник: /см 2,49 с/

 

 

Переходную /»тающую»/ форму иногда невозможно выделить непосред­ственно, т.к. она может быть скрыта временем, пространством), незнанием законов и др. Часто «отсутствие» переходной формы /как, например, меж­ду проекциями, между волновой картиной и картиной частицы света суб­атомных частиц в физике, между телом и психикой, между многими класса­ми и отрядами животных и т.п./ определяется невозможностью охватить сознанием весь объект изучения целиком из-за его многомерности, виде­ния его лишь в одноплоскостных проекциях. «Одноплоскостное» мышление порождает оппозиции, которые, как правило, даже не противоречат, а наобо­рот, дополняют друг друга до целостности, представляя собой как бы подструктурные /более низшие измерения/ элементы.

Следовательно, многие ошибки в некоторых системах представлений складывались, по нашему мнению, из-за того, что явления часто рассматри­вались без контекста включающей их макросистемы. Возможно проблема за­ключается в том, что структуры могут развивать свои «собственные» обо­роты /например, оперирование деньгами в экономике, развертывание ориен­тировочных процессов в психике и т.п./ через координирующие органы -над- или подструктуры, которые рассматривались как самостоятельные, независящие от порождающей их среды. Естественно, что «изъятый» элемент из системы проявляется по-другому…

Подструктурные обороты позволили производить обмен между элементами в системах опосредованно с определенным временным промежутком /см. 3,153 с,157-162 с/, необходимым для поддержания баланса, что не­редко создает иллюзию независимости системы, развертывающейся по ло­гике внутренних противоречий. Так, например, в учениях о бессмертии души /анимизм, метемпсихоз и др./ душу /психику/ разъединили с не­вечным телом, разрушив единое целое. В марксизме общество было пред­ставлено как саморазвивающаяся система, независящая от определяющих его природных сил. Но как показал В.К. Шабельников, такое мнение ошибочно, т.к. многие социальные процессы являются вторичными по отношению к порождающей их космо -биосферной системе /см. 4./.

Следовательно, подструктурные обороты необходимо учитывать в кон­тексте структурных оборотов более широких систем, где они /под-структу­ры/, наверное, являются более «жидкими» образованиями.

«Твердо-жидкую» структурность можно выделить в любой системе, на­пример, между: деньгами /жидк/ и товаром /тверд/, нервной /жидк/ и другими системами организма, психикой /жидк/ и телом /тверд/, между акцептором действия /жидк/ и другими структурами функциональной сис­темы /П.К. Анохина/,человеком /жидк/ и обществом /тверд/, обществом /жидк/ и гео-биосферой /тверд/, Землей /жидк/ и галактикой /тверд/ и т.п.

Таким образом, структура триады /например «жидкая»/ адекватно характеризуется только во всей системе триады. Так, характеризуя  соз­нание, нужно учитывать деятельность бессознательного; характеризуя психику, учитывать особенности нейродинамики; характеризуя личность, учитывать особенности социального строя; характеризуя общество /эко­номику, культуру и др./, учитывать состояние гео-биосферных условий и т.п. “Жидкая” структура развертывается в поле “твердой” структуры. Так, сознание развертываясь, “осваивает” поле деятельности бессознательного; чем больше развертывается сознание, тем меньше остается для бессознательной деятельности. Общество развертывается в поле гео-биосферы Земли. Человек на Земле расширяет свои угодья за счет угодий более древних форм, чем сам человек. Возможно, что примерно также расширилась биосфера Земли, осваивая пространство планеты: жизнь локализовавшись осваивала все новые территории — от воды, через сушу к воздуху, от благоприятного места обитания к менее благоприятному и т.п. Планета тоже расширяет свое пространство, обрастая космической пылью. Считает­ся даже, что галактики постепенно удаляются друг от друга к внешнему космосу, осваивая его территории.

Развертываясь, «жидкая» структура, возможно, старается выйти за пре­делы «твердой» структуры, включаясь в более широкую систему. Так созна­ние может осваивать такие области, которые раньше были недоступны бессознательному; например, осознание и использование явлений и свойств материи, чьи механизмы «невидимы», позволили человеку осваивать про­странства /водное, воздушное, космическое/,которые выходят за пределы физических возможностей человека. То что недоступно льду, может быть доступно пару.

Соотношение структур между собой определяет состояние всей сис­темы триады. Если господствует «твердая» структура, то «жидкая», воз­можно, включена и определяется деятельностью «твердой» структуры. Например, деятельность сообщества животных подчинена соответствующе­му участку биосферы. При преобладании бессознательной деятельности, сознательная деятельность, возможно, будет включена в общую деятель­ность бессознательного.

При доминировании «жидких» структур, наоборот, «твердые» структуры будут «подчиняться» общей деятельности «жидкого». Так, если будет развито общество, наука, тогда и биосфера будет подчинена деятельности общества: флора и фауна будут такими, какими они будут необходимы обществу; озера и реки будут там, где будет в них нужда  и т.п. С развитием сознания и бессознательное будет включено в сознательную деятельность, например,  можно будет контролировать психическую деятельность во сне и т.п.

Видимо, происходит циклическая смена доминировании структур между собой по типу «сон-бодрствование». Так в определенный период может доминировать /определять деятельность /биосфера, которая вызовет изменения в деятельности общества, чья повышенная активность /общества/ изменит, в свою очередь, структуру биосферы, что вызовет новую детер­минацию общественной деятельности и.д. То же можно сказать и в от­ношении, деятельности сознательных и бессознательных структур, где ре­шающаяся проблема, пути ее решения будут «перемещаться» из сознания в бессознательное, пока не разрешится /например, сны-сериалы/.

Интересная смена доминирования структур наблюдается при взаимо­действии нескольких подобных систем, так как они, наверное, временно включаются в общую макросистему, в которой действуют процессы гомеостаза. Например, в психотерапии системы психолога и клиента включаются в более широкую систему «психолог-клиент» и представляют собой временное целое. Вся сущность клиента воздействует на психолога и наоборот: бессознательное клиента может влиять на деятельность сознания психолога непосредственно или через его бессознательное; соз­нание клиента может взаимодействовать  с бессознательным психолога через его /психолога/ сознание или прямо и т.п. Происходит одновре­менное многоуровневое взаимодействие между «твердо-жидкими» структу­рами, обмен информацией между бессознательным и сознанием в системе «психолог-клиент».

Если осознанную информацию можно еще как-то контролировать, то неосознанную — практически невозможно. Смыслы бессознательно станут достоянием обоих участников взаимодействия, возможно, так и неосознавшись. Напряжение /доминирующее состояние/ будет переходить от клиента к психологу, из бессознательного в сознание и наоборот. Если есть напряжение в одной из структур, то в результате уравновешивания системы, оно будет распределяться и на другие структуры.

Следовательно, «невовлечение» психолога в процессы клиента, как это часто возводят в принцип экзистенциональных или гуманистических течений психологии — миф, так как процесс терапии предполагает пси­хофизиологическое «соединение» с клиентом, что оказывается сильно­действующим средством. Кто не умеет растождествлять свой и чужой /например, клиента/ внутренний мир, тот может поддаться очень силь­ным перестройкам, «заразиться» чужими схемами реакций, нередко от­ражая при этом свою профессиональную деятельность. Поэтому неудиви­тельно, что многие выдающиеся кардиологи сами имеют болезни сердца, психиатры отдаленно напоминают своих клиентов и т.п. /имеются в виду вторичные изменения, т.к. выбор профессии был не случайным…/

Некоторые невротики, имея «сильную» «твердую» структуру часто втягивают окружающих в свой невроз, так как, наверное, «нуждаются» в дополнительных «жидких» элементах для поддержания баланса всей  системы. Пробуждая, чаще провоцируя, необходимые комплексы у окру­жающих /возможно, тоже «твердые» структуры, которые изменяют дея­тельность «жидких» структур/ и подстраиваясь /отождествляясь/ на психофизическом уровне, невротики, можно сказать, производят обмен напряжением как бы «питаясь чужой энергией». Вызванный дисбаланс у окружающих нередко требует больших энергетических затрат для восстановления адекватного потенциала и часто воспринимается как сос­тояние «разбитости» или «потери энергии».

В психотерапии иногда используют обратный прием — привлекаются ресурсы «твердой» структуры через «провокацию» «жидких» структур. Например, в нейролингвистическом программировании есть техника «погружения — отвлечения», когда сознание клиента «загружается» проблемой, затем клиента вводит в транс и отвлекают на другую /позитивную/ тему с постепенным выходом из транса. Проделав несколь­ко раз этот прием /циклической смены доминирования «твердо — жид­ких» структур/, пациент «сам» находит выход из своей проблемы, ос­вободив «зациклившуюся энергию» в одной из подструктур и включив ее в общее русло «твердо-жидкости» …

Таким образом, «твердо — жидкие» структуры — это равноправные составляющие целого; среди них нельзя выделить более значимых. «Твердые» структуры больше детерминируют, а «жидкие» структуры -больше координируют деятельность системы.

Выделение «твердо-жидких» структур несет в себе синтетический характер и скорее намечает проблемы, чем решает их; и отражает, наверное, дихотомию нашего сознания или психики в целом …

Примечание:

Триада как «триединство» составляющих начал с древнейших времен используется в качестве универсального принципа для обозначения целостности системы. Например, в христианстве описан союз «отца, сына и святого духа»; у З. Фрейда психика представлена «троицей» бессознательного, предсознательного и сознания; у Э. Берна структура личности рассматривается с позиций «родителя, взрослого и ребенка» и т.п.

Триаду, наверное, можно рассматривать как производную от диады (диалектических противоположностей), где дополнительно представлена переходная форма или качественно иная грань понимания. Три элемента — это то количество, которым можно не «раздувая» категориальный аппарат, раскрыть подвижность системы, где части гибко уравновешивают друг друга.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ. 1988 -560 с.
  2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс,1990 -368 с.
  3. Шабельников В.К. Психика как функциональная система. А.: Мектеп, 1986 -271 с.
  4. Шабельников В.К. Гео — биосферная детерминация социальных процессов и конфликтов.

 

В.М. Гребенников

Республика Казахстан,

Агу ИМ. аБАЯ, 1997 г.

 

Leave a reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *